1CLenta.ru  

Амортизация основных средств

Бухгалтерский учет     10.03.2017 12:56     698

Амортизация основных средств

Любые материальные активы, которыми обладает предприятие, со временем изнашиваются, устаревают, как физически, так и морально. Но в течение определенного срока их приходится поддерживать в рабочем состоянии, восстанавливать. Чем дольше трудится техника, тем чаще ее приходится ремонтировать. А на это нужны деньги, которые с неба не валятся. Для того чтобы не оголять расходные и доходные статьи бюджета организации был создан специальный механизм отчислений. Он называется амортизацией.

Понятия


Основные средства (в дальнейшем ОС) – орудия труда, материальные активы, принимающие участие в производстве продукции, используемые не менее года.

Амортизация – накопления (по своей внутренней сути, хотя и определяется иначе) для восстановления оборудования, основных фондов, непосредственно связанного с выпуском конечного продукта. Формируются они путем переноса определенного процента стоимости устаревающего имущества на цену товара. Аккумулируются на отдельной статье бухгалтерского учета. Называются такие накопления амортизационным фондом. Отчисления производятся, каждый месяц в течение всего времени использования имущества. Таким образом возмещаются затраты на приобретение ОС, покупку их или строительство.
Начисления начинаются сразу же после того, как ОС начали использовать (с первого числа следующего месяца), заканчиваются они в тот момент, когда прекращают ими пользоваться. Например, 31-го марта оборудование было списано, а первого апреля амортизация на него уже не начисляется.

Время применения ОС в производстве называется сроком полезного использования. (СПИ)
Суть остальных понятий будет раскрываться по мере необходимости.

Методы расчета


1. Линейный.
Отчисления производятся равными частями, каждый месяц в течение всего СПИ. За основу берется стоимость ОС в начале эксплуатации. Она складывается из всех расходов, которые были понесены организацией на приобретение и ввод в действие. Если, к примеру, оборудование, переоценивали, то учитывается его цена после восстановления.

2. Уменьшаемый остаток
Амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости. Каждый год уменьшает цену ОС на величину, определяемую СПИ. То есть в первый год за основу берут 100%, то на следующий уже 100% минус списанная ранее сумма.

3. Списание по сумме лет
В этом случае произведение первоначальной стоимости и числа лет, которые остались до окончания СПИ, делится на СПИ, число лет, входящих в этот срок. Полученную величину называют нормой амортизации.

4. Пропорционально объему, произведенного товара или работ
Отчисления производятся следующим образом:
Объем произведенного продукта (по факту) умножается на цену ОС (первоначальную), произведение делится на объем товара, который предполагается произвести за весь СПИ.

5. Нелинейный метод
Амортизация рассчитывается, исходя из остаточной стоимости ОС. После того, как стоимость ОС составит 20% от начальной, ее определяют, как базовую. Дальнейшие расчеты ведут от этой цены.

Расчет амортизации в налоговом учете


В данном случае налогообложению подлежит только те средства, которые принимают участие в технологической цепочке выпуска товара. Иначе говоря, если стоимость списывается на расходы, облагаемые налогом. Основным критерием является способность предприятия получать в итоге такого переноса прибыль, доход.
Рассчитывается такая амортизация в порядке, установленном НК, статьями 256 по 259.3, 322, 323.
Однако, в том случае, когда часть имущества, которая некоторое время не используется для извлечения дохода, то в этот период оно налогом не облагается.
Амортизация в налоговом учете исчисляется двумя способами: линейно или нелинейно. Как именно будет она рассчитываться, плательщик устанавливает сам.

Расчет амортизации в бухгалтерском учете


При расчете отчислений могут использоваться все перечисленные выше способы. Но чаще всего применяют линейный метод. Норму амортизации предприятие устанавливает самостоятельно.
Отметим отдельно два способа, используемые в расчетах, производимых бухгалтерией.

а) по группам
В этом случае все активы группируются по СПИ. Начисления по каждой из них производятся отдельно. При этом СПИ для каждой категории ОС устанавливает предприятие.
Этот способ применяется так же и при налоговом учете.

б) бывших в употреблении (б/у)
Для расчета берется цена покупки. Определяется СПИ. Для этого ОС заносят в ту или иную группу. Установить принадлежность к определенной категории можно, используя собственный классификатор групп или общероссийский, разработанный государством. СПИ устанавливается после того, как принадлежность ОС определена. Дальнейшие расчеты ведутся по методу, избранному предприятием.

Документы


ОС, используемые для получения прибыли, учитываются на счете №03. То есть в части доходных вложений. Средства, которые непосредственно в извлечении дохода не участвуют, отражаются на счете №01. (бухгалтерская отчетность)
Нужна ли амортизация?
Выше уже было сказано, что амортизация – накопления, предназначенные для восстановления устаревающих ОС. Важность заключается в том, что накопления позволяют не отвлекать денежные средства от производства продукции на поддержание ОС. А это означает, что амортизация позволяет обеспечить непрерывный технологический процесс. Следовательно, амортизация нужна.

Комментарии (0)

Для того чтобы добавить сообщение, необходимо Войти или Зарегистрироваться

 
 


Регистрация